Непривычные вещи в Эстонии. Евро и Интернет
В новой стране довольно многие вещи оказываются непривычными. В некоторых вопросах потребовалось время на то, чтобы разобраться в том, что именно непривычно, понять "как это у них" и чем оно отличается от того, "как это у нас" - да и просто для того, чтобы убедиться, что первое впечатление не обманчиво. Сегодня, на девятом месяце пребывания в Эстонии, я уже чувствую себя немножко вправе порассуждать о двух вещах: о деньгах и об использовании Интернета. Само собой, на полное и всестороннее рассмотрение не претендую, поэтому вопросы и комментарии приветствуются.
Евро
Когда я собирался уезжать из России и прощался с коллегами на работе, один из них сказал: "теперь для тебя евро будет стоить один евро". Я не сразу понял, ка́к он был прав. Уже в Эстонии, спустя несколько месяцев пребывания, я, наконец, осознал, наско́лько мне придется перестраивать свое отношение к деньгам. Я попытался выделить те вещи, которые мне предстоит переосмыслить, и получились следующие три пункта:
- Цены не растут. Совсем. Поскольку я каждый день вбиваю чеки в домашнюю бухгалтерию, я неплохо помню на память стоимость продуктов. Они могут на несколько центов отличаться от магазина к магазину, а также временно снижаться в рамках скидок - но в остальном они не меняются ни на йоту. Очень непривычно было осознавать, что цена пакета молока такая же, как и на прошлой неделе, как на позапрошлой неделе, как несколько месяцев назад... Нет, я допускаю, что те восемь месяцев, что мы здесь живем - срок относительно маленький, но контраст с последними месяцами, проведенными в России, очень уж разительный.
- Инфляция близка к нулю. То есть деньги практически не обесцениваются со временем. Я, помнится, сначала намеревался по привычке положить неиспользуемые деньги на депозит, но, увидев процентную ставку 0.02% годовых, решил, что доход с этого вклада не окупит даже время, потраченное на его открытие и учет в бухгалтерии. Да и незачем он - инфляции нет, гнаться не за чем.
- Курс местной валюты к доллару тоже не влияет на цены. Тут мне комментировать сложно - мы приехали, когда падение евро уже закончилось, но все местные утверждают, что на ценах оно никак не сказалось - рост доллара почувствовали только те, кто ездит в Америку и другие страны долларового мира. Единственное известное мне исключение - бензин, но он зависит не от доллара, а от нефти.
Эстония онлайн
Как я уже рассказывал, в Эстонии удостоверение личности работает не только в физическом мире, но и в Интернете. Кроме того, по совместительству оно еще и средство электронной подписи. Благодаря этому многие операции, для осуществления которых теоретически нужна личная подпись и/или явка с паспортом, можно прекрасно провести, не вставая из-за компьютера.
Для иллюстрации - история из жизни. Вспомнил я как-то, что Интернет не оплачен, а сегодня последний день, когда это нужно сделать (случается такое, да). Пошел на сайт провайдера, ткнул в кнопку "Личный кабинет". Там среди вариантов входа - по ID-kaart. Достал недавно купленное устройство для чтения смарт-карт, подключил, вставил в него удостоверение личности, ввел прилагавшийся к нему идентификационный пин-код... "Tere Vladislav!" - сообщает мне сайт. Как будто в абонотдел с паспортом пришел: никаких тебе логинов, паролей, номеров договоров... Вот активные услуги, вот статистика, вот счет за последний месяц. Желаете заплатить за Интернет? Какой у вас банк? SEB? Пожалуйста, тут же ссылка для перехода на сайт банка, где уже подготовлена платежная форма с нужной суммой. Банк меня тут же опознал по тому же самому удостоверению, даже пин-код вводить заново не пришлось. Осталось только подтвердить платеж... Все, платеж завершен, желаете вернуться на сайт провайдера?
Когда-нибудь мне это, вероятно, надоест, и я так же онлайн оформлю постоянное платежное поручение. А пока - буду наслаждаться :)
Wi-Fi
А еще мне пока еще трудно привыкнуть к факту, что в Эстонии бесплатный Wi-Fi реально есть практически везде. Я сам как-то не привык полагаться на Wi-Fi, поэтому мне для полного комфорта необходимо иметь в телефоне симку с работающим 3G. Строго говоря, одно другого не исключает: 3G дает Интернет сравнительно медленный и лимитированный по объему, зато везде. Wi-Fi, наоборот, дает скоростной и неограниченный Интернет, но привязывает тебя к сравнительно небольшой зоне, где он работает. И даже если зоны Wi-Fi друг друга перекрывают, нельзя "прозрачно" перейти из одной в другую, как это делается в сотовых сетях.
Но сам факт: в Эстонии примерно в 95% ситуаций, когда может понадобиться Интернет, рядом есть работающая и бесплатная точка Wi-Fi. Причем она либо открытая, либо пароль к ней лежит на очень видном месте - не надо никаких плясок с бубном, чтобы его раздобыть. Как мне рассказывали, многие студенты в Тарту вообще умудряются жить тут годами без местных симок. Для экстренной связи используется та, которую привез из дома, а для всего остального есть скайп, вайбер, FB-чат и прочие средства связи, работающие через Wi-Fi.
ID-карта
Еще одно интересное свойство страны, в которой личность подтверждается электронным способом - это привязка всевозможных услуг к карте удостоверения личности (буду называть ее для простоты ID-картой, хотя технически это и не совсем корректно).
Во-первых, магазины часто дают дисконтные карты не в виде кусочка пластика, а просто делая привязку к ID-карте клиента. Т.е. предъявил ID-карту, продавец поднес ее к сканеру, автоматически приложилась скидка. Количество пластика, который нужно таскать в кошельке стало меньше. Более того, оформив такую скидку в тартуской аптеке, я без проблем получил скидку в аптеке из той же сети в Таллинне.
Во-вторых, врачи выдают рецепты, по которым в аптеке можно купить лекарство, также электронным способом. Происходит это так: врач у себя на компьютере записывает рецепт на имя пациента, потом тот приходит в аптеку, предъявляет ID-карту, и аптекарь видит рецепт у себя на экране. Чертовски удобно: рецепт не потеряется, не испортится, и таскать его с собой не надо.
Ну и в-третьих, вышеупомянутые примеры использования ID-карты онлайн не ограничиваются только банками и провайдерами. Все без исключения сайты госконтор (от налоговой до службы занятости) позволяют при помощи ID-карты войти в личный кабинет. В личном кабинете сайта госслужбы можно как минимум получить всю связанную с этой службой информацию о себе, а во многих случаях и выполнить какое-то действие: оставить заявку, запросить услугу, изменить какой-то документ. Все эти операции заверяются электронной подписью, которая имеет такую же силу, как и собственноручная. Даже если вдруг на сайте нет формы, позволяющей принять заявление, можно скачать с сайта форму, заполнить ее самостоятельно, подписать электронно и отправить ее госслужбе по email. Собственно говоря, с момента получения на руки ID-карты мне больше не потребовалось лично приходить ни в одно госучреждение :)
Комментарии
Sergey Batishchev
Вс, 2015-11-08 08:18
Link
> Единственное известное мне
> Единственное известное мне исключение - бензин, но он зависит не от доллара, а от нефти.
Ну все-таки это не единственное исключение. Для импортных товаров курс вполне себе влияет. :)
Например:
May 19, 2015. Apple has raised the prices on several other products in Europe and Canada as the U.S. dollar continues to remain strong against the euro and other international currencies.
The base configuration iMac, for example, increased from €1,099 to €1,249, while the high-end 27-inch iMac without Retina display rose from €1,799 to €2,099. Prices may vary slightly between countries due to applicable local taxes and tariffs.
myx
Вс, 2015-11-08 12:13
Link
Ну, я подозревал, что с
Ну, я подозревал, что с импортной техникой все примерно так и обстоит - все-таки, как ты любишь говорить, "магии не бывает" :) Поэтому и написал: "единственное известное мне исключение" :) Другое дело, что мне не удавалось собственными глазами поймать этот рост, да и каких-то явных свидетельств мне на глаза тоже не попадалось. Возможно, просто рост совпал с выходом новых моделей, которые всегда дороже, а остатки старых продавались по старым ценам. Если честно, за продукцией Apple я не очень пристально слежу :)
Sergey Batishchev
Вс, 2015-11-08 08:27
Link
> но, увидев процентную
> но, увидев процентную ставку 0.02% годовых, решил, что доход с этого вклада не окупит даже время, потраченное на его открытие и учет в бухгалтерии
На инвестирование в этой связи не планируешь переключиться?
myx
Вс, 2015-11-08 12:23
Link
Фиг знает. Я за год до
Фиг знает. Я за год до переезда начинал было задумываться об инвестировании, но пока разбирался, что это за зверь и с какой стороны к нему лучше подойти, посыпался рубль и тема стала неактуальна. Здесь же надо все заново изучать.
Кроме того, в отличие от депозитов, инвестирование требует более стратегического планирования - в идеале на несколько лет. У нас пока несколько другие горизонты планирования и другие задачи :)
Vitaly Kalinkin
Пн, 2015-11-09 18:19
Link
Как интернет банк выглядит и
Как интернет банк выглядит и работает? Нормально? В UK это какой-то 16 век. Больше всего бесит такая фигня как Direct Deposit. Это когда ты разрешаешь всяким левым конторам снимать деньги с твоего счета в оплату счетов. Т.е. по их инициативе, когда они хотят. И почти все государственные или крупные конторы хотят делать именно так, а не рекурентный платеж по карте или еще как-то. Например British Telecom хочет только так, а не иначе. Пару недель назад были новости, что поломали местного провайдера Talk Talk и слили данные о 2М счетов клиентов. Не понимаю, почему такое наплевательнокое отношение к финансовым данным клиентов.
Еще жутко бесит, что совершенно нет оповещений по операциям по карте. СМС приходят только на следующий банковский день и только на операции больше 25 фунтов. Плюс авторизация платежа нигде не показывается. В выписке он появляется только после того как физически снимут деньги (не показывается никак, ни сереньким, ни в на отдельной странице, просто никак, как будто его не было). Стало абсолютно понятно почему тут так массово распространены кардеры и прочие мошенники --- узнаешь о том, что тебя обворовали через месяцок.
Как с этим у тебя, Влад? Давай больше жареных минусов, а то все хорошо больно :)
myx
Пн, 2015-11-09 23:45
Link
У меня в России была обратная
У меня в России была обратная проблема: я как раз хотел разрешить сотовому оператору списывать со своего счета ровно столько, сколько я им должен, а не вбивать каждый раз ручками сумму из полученного счета. Понимаю, что несекьюрно :)
Насколько я смог понять, в эстонском банке такой возможности тоже нет - но тут я не уверен, я не особо глубоко там ковырялся. Постоянные платежные поручения точно есть.
В целом Интернет-банк нравится: через него, по-моему, все можно сделать, даже получить заверенную электронной подписью квитанцию проведенного платежа. Я даже лимиты по пластиковой карточке могу в реальном времени менять. Пример: недавно забыл на почте карточку - оставил в терминале, когда расплачивался. Дело было в субботу утром, хватился только днем, когда почта уже закрылась. Блокировать карту очень не хотелось - в порядочность работников почты я верил, а вот в обратимости операции блокировки, наоборот, не был уверен. Поэтому я сделал очень просто: на всякий случай понизил дневной лимит до 30 евро, а расчеты через Интернет и снятие наличных и вовсе запретил. В понедельник утром пришел на почту, забрал карточку, и потом спокойно сходил с ней на обед и вечером в продуктовый магазин.
Да, оповещения по SMS есть, но платные. Я подумал и решил не подключать, потому что есть бесплатные оповещения по email, приходят максимум за пару минут. Поскольку телефон у меня всегда с собой, то для меня оба способа эквивалентны в плане эффективности (гм, похоже, я потихоньку начал привыкать к тому, что Интернет есть везде, да...) :) Уведомления приходят об абсолютно любой операции, даже при покупке на какой-нибудь фигни на 30 центов. О списании платы за ежемесячное обслуживание тоже приходит. Кстати, я вспомнил: там вообще можно настраивать, уведомления о каких операциях я хочу получать, и начиная с каких сумм (я поставил 0 - то есть, присылать все). По умолчанию не были включены уведомления о поступлении на счет. Я включил - теперь вижу, когда зарплата приходит :)
Хочешь минусов? :) Интернет здесь дорогой. Минимум раз в пять дороже, чем был в Питере. Выделенный "белый" IP-адрес стоит 6 евро в месяц. Меня жаба задушила платить, теперь пользуюсь noip.com :)
Со своим рутером нельзя - надо покупать или арендовать провайдерский. Я не уверен, что со своим совсем нельзя, но общая практика такая: тебе дается рутер, который умеет все: от VoIP до IPTV, и тебе сразу технически доступны все услуги, потом не надо приезжать и донастраивать. Так что мой Linksys E3200 оказался не у дел - как миниум потому, что не умеет ADSL, через который в нашем доме подключение. Но если бы и умел - не факт, что мне разрешили бы его использовать.
Кстати, с рутером великолепная история произошла. Когда мы подключали Интернет, вид на жительство нам еще не дали. Я предупредил об этом девочку на телефоне, и она сказала, что вроде бы сложностей быть не должно.
Дальше картина хлебом: приходит мастер с новеньким рутером под мышкой. Рассказывает, что, по сути, его задача - только рутер поставить, так как все остальное уже смонтировано. Но, говорит, мне рассказывали, что у вас нет ID-карты. С этим может быть проблема, но мы попробуем ее решить.
В общем, выяснилось, что ни один из имеющихся у меня на руках документов (российский загран, разрешение на работу, постановление о выдаче личного кода) не предусмотрен их системой, а без внесения номера соответствующего документа в систему мастер не имеет права передать мне на руки рутер. Посовещавшись по телефону с начальницей, он сказал, что при отсутствии "правильных" документов у меня есть еще один вариант: заплатить за рутер залог. Но, говорит, тут есть еще одна проблема: я не имею права брать деньги. Вам придется сходить к нам в офис, там вам дадут такой же рутер. Настраивается он элементарно, вы справитесь.
На что похоже? Правильно: "Я вам посылку принес! Только я вам ее не отдам, потому что у вас докýментов нет!". Причем мастер был русскоговорящий, так что он бы хохму понял, но я протупил и уже только после его ухода сообразил, кого мне ситуация напомнила.
Что еще из минусов? Банк в субботу не работает :) Не знаю, относить ли это к минусам, при том, что практически все доступно через Интернет-банк, но непривычно. Тут вообще по выходным почти никакие конторы не работают.
Больше вроде ничего. Минусы, конечно, еще есть, но они в этой теме будут оффтопиком - и так уже коммент размером с очередной пост получился :)
Vadim Shabarov
Вт, 2015-11-10 14:22
Link
"хотел разрешить сотовому
"хотел разрешить сотовому оператору списывать со своего счета ровно столько, сколько я им должен, а не вбивать каждый раз ручками сумму из полученного счета" ///--- это есть, и как раз очень секьюрно. Называется платёжное поручение. Ищи в меню интернет-банка.
Оператор связи присылает э-счёт в твой банк, и твой банк его без твоего участия автоматически оплачивает.
Если надо, если спор и т.д., то в любой момент можно вмешаться, оспорить, отменить и т.д.
myx
Вт, 2015-11-10 20:31
Link
О, точно! Спасибо, нашел,
О, точно! Спасибо, нашел, раздел называется "E-arved ja püsimaksed", подраздел "E-arvete tellimine".
Как я понял, там есть список одобренных банком контор, с которыми можно в такие отношения вступать. Выбираешь нужную - и вперед.
Vadim Shabarov
Вт, 2015-11-10 21:10
Link
Да, но если нужной конторы в
Да, но если нужной конторы в списке нет, то можно инициировать процесс и она там появится. Пусть и не сразу :)
Vadim Shabarov
Вт, 2015-11-10 14:34
Link
"Инфляция близка к нулю. То
"Инфляция близка к нулю. То есть деньги практически не обесцениваются со временем" ///--- Не привыкай. Не забывай, что это временное явление.
"сначала намеревался по привычке положить неиспользуемые деньги на депозит, но, увидев процентную ставку 0.02% годовых" ///--- Кхм, кхм. Неиспользуемые деньги было бы логичнее инвестировать. Либо в публичные биржевые инструменты, либо через краудфандинговые платформы, либо через private placement. Некий target, например, 10% годовых по обеспеченным инвестициям и 15% по необеспеченным.
myx
Вт, 2015-11-10 20:21
Link
Уже второй голос за
Уже второй голос за инвестирование. Спасибо, буду думать.
Vadim Shabarov
Вт, 2015-11-10 21:13
Link
Второй? :) Примерно миллиарду
Второй? :) Примерно миллиарду людей на планете начинают жужжать про это в уши уже "с детского сада"...
myx
Вт, 2015-11-10 21:16
Link
Я все-таки вырос во времена
Я все-таки вырос во времена Мавроди, плюс я бывший сотрудник инвестиционного банка. Поэтому у меня отношение к таким вещам несколько настороженное :)
Vadim Shabarov
Ср, 2015-11-11 13:21
Link
Всё мы выросли во времена
Всё мы выросли во времена Мавроди :) Но здесь большинству уже удалось его выдавить из себя по капле ;)
Сделаю тебе в личке предложение вложиться под 10% годовых в займы обеспеченные нотариальными ипотеками.
Vadim Shabarov
Вт, 2015-11-10 14:44
Link
"Хочешь минусов? :) Интернет
"Хочешь минусов? :) Интернет здесь дорогой. Минимум раз в пять дороже, чем был в Питере." ///--- Как и коммунальные услуги, наверное?
Я плачу за "20 мбит вниз/5 мбит вверх" всего 9 евро в месяц. Постоянное подключение, т.е. объём, естессьно, не лимитирован. Это же вроде как немного?
myx
Вт, 2015-11-10 20:15
Link
Да, как и коммунальные услуги
Да, как и коммунальные услуги. Но этим никого не удивишь: в Европе энергия дороже, а коммуналка состоит в основном из нее.
По питерским меркам у тебя очень медленный и дорогой Интернет. За 9 евро (~700 рублей) в месяц можно иметь симметричный канал от 60 мегабит в обе стороны, который в Эстонии будет стоить под 30 евро в месяц (и то, если есть техническая возможность, а это далеко не везде).
А ADSL, такой, как у тебя, будет стоить рублей 300-350. Да и то, подозреваю, просто потому, что это некая минимальная планка, ниже которой провайдеры в принципе услуги абонентам не оказывают. В Питере соотношение "скорость/цена" очень нелинейное - например, мой прежний провайдер за 1000 рублей с копейками в месяц дает 100 мегабит в оба конца и еще кучу ТВ-каналов впридачу :)
Vadim Shabarov
Вт, 2015-11-10 21:24
Link
"1000 рублей с копейками в
"1000 рублей с копейками в месяц 100 мегабит в оба конца" - это круто :) Буду надеяться, что и у нас скорость будет расти без роста величины платежа.
Хотя, если 20 мбит уже даёт смотреть HD фильмы онлайн, то зачем мне 100?
myx
Вт, 2015-11-10 21:56
Link
У меня несколько нетипичная
У меня несколько нетипичная ситуация :) А именно - домашний сервер с файлопомойкой на несколько терабайт. И любым из этих файлов мне может захотеться поделиться с кем-нибудь, выложив его в виде HTTP-ссылки (благо это делается одной командой). При толщине исходящего канала в 5 мегабит получателю будет очень некомфортно :)
Можно, конечно, streaming audio/video настроить, но это, во-первых, уже не так тривиально, а во-вторых, не решает проблему не-медиа контента.
Vadim Shabarov
Вт, 2015-11-10 23:14
Link
Ясно :) У меня всё гораздо
Ясно :) У меня всё гораздо проще. Два лаптопа, три прихлопа...
Старый пионЭр
Пт, 2015-12-18 10:39
Link
Спс, по вашей рекомендации
Спс, по вашей рекомендации авторизация из жж похоже работает.
myx
Пт, 2015-12-18 10:46
Link
Похоже на то :) Вам спасибо
Похоже на то :) Вам спасибо за участие в эксперименте! Пошел инструкцию к сайту прикручивать :)
Anastasia Vihrova
Пн, 2016-01-18 00:54
Link
Здравствуйте, Влад! С
Здравствуйте, Влад! С интересом пролистала все эстонские посты и в итоге назрел такой вопрос - а какие впечатления об уровне жизни в Эстонии? Лучше или хуже, чем в России? Не жалеете о переезде? Слышу много комментариев от живущих там, которые спят и видят, как бы сбежать куда-нибудь в другую страну, т.к. в Эстонии слишком нищенское существование. Правда, в основном это от жителей столицы слышала, может, этот факт влияет. Так ли это?
myx
Пн, 2016-01-18 11:16
Link
Здравствуйте, Анастасия!
Здравствуйте, Анастасия!
На мой взгляд уровень жизни в Эстонии однозначно лучше, даже по сравнению с Москвой и Питером, не говоря уже о глубинке. Я уже давно пишу черновик поста на эту тему, но все никак не доведу его до логического завершения. Но если коротко - мне в Эстонии очень нравится чистота, порядок и личная безопасность. Так что нет, не жалею :)
Люди, о которых вы говорите, имеют право на собственное мнение. Если кому-то Эстония кажется скучной или нищенской - не вопрос: можно ехать в Россию, где жизнь активнее и непредсказуемее, можно ехать в более богатую часть Европы, где выше зарплаты. Это все вопрос приоритетов: кому-то важнее круглосуточные магазины и "активная" тусовка, кому-то климат, кому-то просто ближе та или иная страна или культура. Мне кажется, что люди должны переезжать жить туда, где им более комфортно :)
Vadim Shabarov
Чт, 2016-01-21 23:10
Link
Будет очень интересно
Будет очень интересно прочитать твой пост, черновик которого ты "уже давно пишешь" :)
myx
Чт, 2016-01-21 23:46
Link
Да мне уже самому интересно,
Да мне уже самому интересно, что там получится :) Он, похоже, живет своей, независимой от меня жизнью :)
Artemy
Вт, 2016-04-19 19:52
Link
Спасибо за темы про Эстонии,
Спасибо за темы про Эстонии, глазами "недавно переехавшего") Очень полезно и интересно! В июле уже сам отправляюсь из Питера в Таллинн на ПМЖ, и надеюсь всё сложится) Буду ждать еще материала от Вас)
myx
Ср, 2016-04-20 21:24
Link
Всегда пожалуйста - рад, что
Всегда пожалуйста - рад, что мое блоготворчество еще и пользу кому-то приносит :) Писать еще обязательно буду, только пока со временем туго - я сейчас весь в работе и учебе :)
Удачи с предстоящим переездом! Ну, и пишите потом, как все прошло :)