gig

Ник Кейв в Хаапсалу: 20 лет спустя

Предыстория

C Ником Кейвом я познакомился случайно. Где-то в конце девяностых я, студент-полставочник, бродил по пустому вечернему офису и скучал. На столе у коллеги обнаружился диск под названием "Murder Ballads" — меня, человека, воспитанного на "Крематории", "Агате Кристи" и им подобных эпатажных рок-группах, подобное название не могло не заинтересовать. К тому же диск был лицензионный, с красивой обложкой и с текстами песен. Я взял диск, поставил играть, открыл тексты песен — и пропал надолго.

Жанр, в котором работает Ник Кейв, сложно охарактеризовать однозначно. Это странная смесь рока, панка, кантри и блюза, перемешать, но не взбалтывать, в которой текст, музыка и вокал существуют как бы сами по себе, но при этом непостижимым образом гармонируют. Тексты очень многослойны — Ник Кейв весьма начитанный человек, поэтому его тексты изобилуют отсылками ко всякого рода историческим, литературным и библейским персонажам и событиям — но при этом, как ни странно, многие песни не теряют шарма даже в том случае, если слушатель вообще не понимает слов. Свобода интерпретации обрывков и фрагментов, достигающих мозга вербальным или невербальным путём, позволяет фантазии слушателя достроить картинку на своё усмотрение.

Мы с LJ userartem-a заслушали в своё время до дыр альбом "Murder Ballads", а также вышедшие примерно в то же время "Let Love In", "Henry's Dream", "The Good Son" и "The Boatman's Call". Более ранние альбомы пошли хуже — слишком "тяжёлые" в музыкальном плане и слишком сложные в текстовом — но всё равно Ник Кейв заслужил звание "наше всё". Многие песни были выучены наизусть и разобраны на цитаты, имели место даже словесные баталии по вопросам интерпретации текстов. Количество выпитого под Ника Кейва алкоголя измеряется десятками литров :) Кроме того, лиричный альбом "The Boatman's Call" отлично воспринимался по утрам после пьянки — особенно так хорошо гармонирующая с полупохмельным мировосприятием песня "People Ain't No Good" :)

Это было где-то на рубеже столетия — время, которое пришлось на нашу с Артёмом беззаботную студенческую жизнь. Потом и ритм жизни изменился, и новые альбомы у Ника Кейва были не очень удачные — в общем, так получилось, что следить на его творчеством мы перестали, навсегда оставшись приверженцами Ника Кейва периода 90-х годов.

С тех пор прошло два десятка лет. В жизни изменилось практически всё. И когда пришла новость, что в маленький эстонский городок Хаапсалу приезжает Ник Кейв — я даже на какое-то время заколебался. С одной стороны очевидно, что это наверняка последний в жизни шанс увидеть живьём "мрачного князя", как его назвали местные газеты, а с другой — выдержит ли идеал встречу с реальным прототипом? Не испортит ли живой концерт образ из юности?

Но на самом деле колебался я недолго. Я в последние годы придерживаюсь принципа "лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть". Тем более, что Юлю тоже в своё время зацепила по касательной наша с Артёмом "кейвомания", поэтому материал ей в той или иной степени знаком, и идею сходить на концерт она приняла с энтузиазмом. Ну и потом — я знаю, что хорошие артисты умеют сделать шоу даже для "непосвящённых". Осталось только надеяться, что Ник — хороший артист.

Если коротко — то да, он потрясающий артист. Но обо всём по порядку.

Концерт Aerosmith в СКК

Tags: 

Сходили во вторник на концерт "Aerosmith". На разогреве была некая группа "Fourtones" - вполне приятная инструменталочка, но вот вокалист там был явно лишний. Голос сильный, спору нет, но лучше бы его не было - как и пауз между композициями, где вокалист пытался говорить с залом. Хотя местами было смешно, да. Особенно когда он предложил всем вместе, хором позвать Деда Мороза Аэросмит. Остальные члены группы рта не открывали, поэтому создали в целом позитивное впечатление. Больше всего понравился барабанщик, который самозабвенно колбасился за установкой, размахивая хайром и при этом как-то умудряясь не забывать бить в тарелки и барабаны.

Ну да ладно, свои положенные полчаса они отыграли и ушли. Пока техники переоборудовали сцену, на экране появилось видео с Аэросмитами в "закулисной" обстановке. Ребята, конечно, уже старички, но выглядят очень здорово - хотел бы я в их годы так выглядеть! Очень показательно то, что на первых же кадрах Тайлер прогуливался по гримерке, тягая массивного вида гантели.

Со временем видеоряде стали проскакивать вполне узнаваемые элементы и стало понятно, что это уже не нарезка видео с музыкантами, а "прямое включение". Вот камера пробегает по коридору, а там на стене висят афиши различных концертов в СКК. Вот Крамер грозным взглядом встречает въехавшую к нему в комнату камеру, потом говорит: "We're coming, St.Petersburg!". Вот Тайлер с усиками а ля Джек Воробей что-то рисует на листе бумаги, стыдливо отворачиваясь от камеры. Потом, ухмыльнувшись, показывает лист в камеру, а на листе на чистом русском написано "ЧО КАК, ПИТЕР?" (надо полагать, литературный вариант английского "What's up, St.Pete?"). Потом на экране стали появляться мы, зрители, причем крупным планом. Узнав себя на экране, кто-то махал рукой, кто-то строил рожи, кто-то прятали лицо - реакция была разная, но практически всегда забавная.

Наконец, группа вышла на сцену под яркий свет. Тайлер выскочил совсем неожиданно, и там, где его не ждали: на самом "языке" сцены - так что вся фан-зона дружно развернулась на 180 градусов. После первой же песни он снял свою накидку и бросил куда-то в толпу. Мы с Юлей переглянулись и хором ухмыльнулись:
- Раздерут!
- В клочки!

Мы были довольно близко к сцене, поэтому наблюдать за происходящим на "языке" было сложно, но сцена снималась с нескольких точек и картинка транслировалась на большой экран над сценой, что компенсировало эти трудности. Плюс за музыкантами постоянно бегали операторы с камерами, благодаря чему картинка была очень живой.

Репертуар был смешанный, из разных времен. Как говорил [info]alex_pavloff, поклонники Aerosmith делятся на три категории: совсем олдскульные, для которых Aerosmith - это прежде всего "Walk This Way" и другие композиции того времени, затем помоложе, выросшие на "Big Ones", и совсем молодые, для кого Aerosmith начинается с фильма "Армагеддон" и саундтрека к нему "I Don't Want To Miss A Thing". Я себя отношу ко второй категории: все "Big Ones" в молодости были заслушаны до дыр, а вот более ранние вещи, что называется, "не пошли". Со временем, конечно, я и их научился ценить, но все равно той теплоты уже не было. Исключение составляет, пожалуй, только "Dream On", на которую в свое время Дио и Ингви Мальмстин сделали кавер - неожиданная смерть самого Дио заставила меня прочувствовать эту песню заново. Когда она звучала на концерте, я прижимал Юлю к себе крепче, повторяя за Стивом:

Sing with me, if it's just for today,
Maybe tomorrow the good Lord will take you away...

Концерт удался. Хотя вторую по эмоциональности в моем личном рейтинге "What It Takes" они так и не спели - все равно ощущений и переживаний хватило. Вообще, в голове с трудом укладывалось, что мужик, лихо скачущий по сцене с микрофонной стойкой как с деревянной лошадью, старше моего отца. Старички в отличной форме, чего я в их возрасте всем желаю.

После концерта мы пошли под дождем пешком на соседнюю станцию метро, чтобы не толпиться. Пока дошли, наступила полночь. Один из вестибюлей метро уже был закрыт, другой вот-вот должен был закрыться. Вскочили в вагон, доехали до Сенной, бегом побежали на пересадку и таки успели в последний момент: дежурная уже объявляла, что подходит последний поезд в нашу сторону.

Остаток дороги мы сидели на пустой скамейке вагона метро, Юля спала у меня на коленях, а я, глядя на нее, смог, наконец, прочувствовать и этот попсовый саундтрек к "Армагеддону":

I could stay awake just to hear you breathing
Watch you smile while you are sleeping
While you're far away and dreaming
I could spend my life in this sweet surrender
I could stay lost in this moment forever
Every moment spent with you is a moment I treasure...

Сумасшедший бриллиант продолжает сиять

Tags: 
Когда-то давно, несколько лет назад [info]bomanz использовал в отношении музыкантов группы Pink Floyd слово "мэтры". И, несмотря на то, что я так толком и не познакомился с их творчеством, то, что я до сих пор слышал, вполне оправдывало такое звание - эти парни умеют складывать ноты в Музыку с большой буквы. Поэтому когда мне сообщили, что в O2 выступает Роджер Уотерс, и на него надо обязательно идти, у меня не возникло ни единого возражения. На следующий день я пошел и купил билет.

Три с половиной часа пролетели одним сумасшедшим вихрем. После концерта я попытался собрать воедино свои впечатления и описать их, но скоро оставил эту затею. Получался слабо осмысленный набор утверждений, которые, будучи вполне правдивыми каждое по отдельности (в частности, свинья и правда пролетала у меня над головой, поблескивая своими красными глазками), вместе составляли бред умалишенного :-) Получалась проекция проекции на проекцию - в самом деле, сложно описать одномерным потоком слов то переплетение звуков, изображений и смысловых образов, по окончании которого, как мне казалось, мир постепенно сплющился обратно в привычное трехмерное состояние :-)

По ходу концерта в голову пришло два сравнения. Во-первых, схожей психоделикой в свое время занимались Битлы. Во-вторых, подобные эксперименты со звуком я наблюдал не далее как год назад на концерте Майка Паттона. Но черт возьми, по сравнению с тем, что я видел и слышал, и Битлы, и Паттон выглядели просто юными экспериментаторами! Происходившее на сцене было попросту на каком-то ином, более высоком уровне.

В общем, если коротко - то понравилось. Очень.

P.S. А все-таки довольно странно заходить в лифт под флойдовскую "Welcome To The Machine" и в зеркало наблюдать, как за тобой закрывается железная дверь...

Current Music: Pink Floyd - The Great Gig In The Sky
Tags: music

Рецепт современного мюзикла

Tags: 
Взять аудиоряд из Queen Greatest Flix, выпотрошить, нафаршировать концепциями из фильмов "Бегущий человек" и "Матрица". Добавить немножко оруэлловского "1984" для придания особой остроты. Вырезать самые известные места из текстов песен рок-классики 70-80х, хорошенько перемешать и склеить в хаотичном порядке. Сдобрить классическим английским юмором. Ни в коем случае не добавлять ничего нового!

Получится мюзикл "We Will Rock You".

P.S. Нет, получилось вполне качественно. В профессионализме авторов и исполнителей сомневаться не приходится, да и юмор местами очень даже неплох - вот только все это почему-то меркнет перед гением классиков, сумевших больше четверти века назад создать нечто такое, что помнят до сих пор.

Current Music: Queen - The March Of The Black Queen

Майк Паттон. Так вот он какой...

Tags: 
В среду я, пребывая в состоянии легкого душевного раздрая, неожиданно для себя решил таки сходить на одно мероприятие, на которое мне давно советовали пойти. Это был концерт Peeping Tom - последнего творения неутомимого Майка Паттона:
- Сходи, не пожалеешь!
- Но я же его совсем не знаю! "Faith No More" практически не слышал, да и с остальными его проектами ознакомлен только мельком, и то благодаря настойчивости тов. [info]_heavyn_. Нафига свинье бисер?
- Но это ж, блин, кумир целого поколения! Сходи, оно того стоит!

В общем, отмазывался я, отмазывался, а потом взял и пошел, благо было это даже еще дешевле, чем Heaven and Hell. Как обычно, заказал билет по Интернету, напечатал его на цветном лазернике (хотя, по большому счету, хватило бы и черно-белого). Посмотрел на mapquest.com, где находится это место, распечатал кусок карты, взял машину и поехал.

Доехал до места практически без приключений (ну, подумаешь, промазал нужный поворот в одном месте - а для чего существует разворот?). Даже нашел, где припарковаться. Билет контролер на входе изучал ровно одну секунду. Как они удостоверяют подлинность напечатанных билетов - понятия не имею. Может, у него в глазах встроенный сканер штрих-кодов.

Сразу после билетного контроля был еще и возрастной контроль - всех проходящих просили предъявить удостоверение с фотографией и датой рождения: дело в том, что внутри заведения наливают, а закон о выпивке для несовершеннолетних еще никто не отменял. Впрочем, верный своей привычке ходить на концерты без стимуляторов, я был трезвый как стекло, чтобы обеспечить максимально чистое восприятие. К тому же я был за рулем. Конечно, законы штата позволяют кружку пива, но, честно говоря, я как-то попробовал вести машину после кружки Гиннесса, и мне совершенно не понравилось. Мозг упорно не хотел концентрироваться на дороге, чтобы его обуздать, приходилось прикладывать серьезные усилия, и поэтому в голове постоянно крутилась только фраза: "отпусти меня, трава!" :-) Не мое это.

Стоя среди редкой толпы народа возле сцены, я живо вспомнил времена, когда мне было двадцать, и я так же стоял среди фанатов "Арии". Глаза привычно сканировали окружающие лица в надежде найти знакомое - а мозг постоянно одергивал их, напоминая, что шансы найти здесь знакомое лицо практически равны нулю.

Когда на сцену вышли люди, у меня было что-то вроде легкого шока. "Это Peeping Tom?" - вопрошал я себя, разглядывая темнокожего вокалиста с повадками рэпера, пухлого парня азиатской внешности на клавишах и чувака с выразительным взглядом, напоминавшего сильно растолстевшего Паттона, на барабанах. - "Это Паттон?"

Прозвучало несколько песен, в течение которых мне хотелось уйти отсюда нафиг. Я ничего не имею против негров, но негритянская музыка с "йоу" через слово меня совершенно не вставляет. Единственным плюсом был весьма и весьма неплохой голос вокалиста, проявлявший себя в те моменты, когда он не "читал", а пел. Слов я, понятное дело, практически не разбирал, поэтому оценить текстовую составляющую творчества мне тоже было не суждено.

Но постепенно до меня дошло, что все не так уж плохо - это была всего лишь разогревающая группа по имени Pigeon John. Отыграв меньше часа, они попрощались и покинули сцену. Еще минут двадцать по сцене ходил различный народ, который монтировал технику и проверял звук. После чего наступило томительное ожидание, причем, надо сказать, неприлично долгое. Было уже почти одиннадцать вечера, что для моего текущего режима уже глубокая ночь, и мне банально хотелось спать. "Ну, Паттон, надеюсь, ты того стоишь!" - мысленно ворчал я.

Стоил ли он того?

"День Радио" в Самаре!

Tags: 
Диалог с [info]fduchun_:

- Кстати, Влад, а ты знаешь, что в конце мая, 25-го, что ли...
- 29-го :-)
- Ага, значит, знаешь...

Current Mood: excited
Current Music: Skid Row - Get The Fuck Out

Концерт Юрия Наумова

Tags: 
Я даже не знаю, как описать сегодняшний концерт. Возможно, эмоции просто еще не выкристаллизовались в слова, поэтому я буду сегодня немногословен. Но одно могу сказать точно: я получил все, что ожидал от концерта, и даже немного больше - а в последнее время это очень большая редкость. И мне искренне обидно за тех ценителей блюза, кто по тем или иным причинам не смог попасть на концерт. Простите меня все, кого я пытался, но не сумел вытащить.

Current Mood: happy
Current Music: Юрий Наумов - Дорога назад
Tags: music