Остров Мэн. Изыски планирования путешествий

Для начала все-таки выложу продолжение отчета о путешествии на Остров Мэн, которое так и не успел опубликовать. Начало здесь; по мере изложения приводятся некоторые фотографии, более полная коллекция иллюстрирующая данный (равно как и предыдущий) отчет в хронологическом порядке, лежит здесь.

Утренний Ливерпуль встретил нас моросящим дождем, под которым мы и направились в сторону порта, где нас должен был ждать паром. Поскольку Остров Мэн - это формально другое государство, то и посадка на паром проходила "по-взрослому": регистрация, досмотр, зал ожидания, из которого нельзя возвращаться обратно. Правда, по сравнению с аэропортовыми процедурами это выглядело несколько упрощенно, но тем не менее.

Зал ожидания Последний взгляд на Ливерпуль

Когда мы загрузились на паром, dimachertov, даром что дождь только усилился, немедленно ускакал на верхнюю палубу наблюдать за тем, как мы будем уходить в открытое море, и как будет исчезать за горизонтом Ливерпуль. Все остальные нашли себе занятие поинтереснее, а именно - употребление пива в салоне :-)

Чуть позже, когда дождь кончился, мы тоже решили выползти наверх и пофотографироваться на фоне ирландского моря и британского флага :-) Потом, когда это надоело, продолжили исследование ассортимента бара на пароме на предмет пива и закусок - в общем, время в пути пролетело практически незаметно. На горизонте появился Остров Мэн со своим трехногим флагом, а именно - порт столицы острова, города Дуглас.

Грозный Barateli Остров Мэн

Солидную часть порта занимало здание, носившее название "Welcome Centre" - место, где можно было обзавестись картами и путеводителями, получить подробную консультацию о том, что и где можно посмотреть, о гостиницах и аренде автомобилей, а также закупиться сувенирами. Вполне логичное учреждение для государства, одной из основных статей дохода которого является туризм. Над выходом из здания красовалась надпись "Failt erriu!" - мы, конечно, логически рассуждая, догадывались, что это "Добро пожаловать!", но также и не исключали мысль, что это какое-нибудь ругательство, написанное специально для стеба в расчете на то, что никто все равно не знает местного языка (его и местные-то практически не знают, что уж говорить о приезжих).

Надо сказать, что ввиду постоянного перекраивания планов, мы до последнего не могли решить, хотим мы брать машину или не хотим, и если хотим - то на какое время. В итоге мы решили, что возьмем ее не здесь, а в Каслтауне, куда мы будем пока добираться прочим местным экзотическим транспортом. И первым на очереди был настоящий паровой поезд.

От порта до вокзала мы дошли пешком минут за пятнадцать, включая время на постоять и пофотографироваться. Вокзал оказался маленьким зданием, за которым была одна платформа и два пути. На одним из путей стоял настоящий паровоз с маленькими, выглядевшими игрушечными, вагончиками, и паровоз уже изо всех сил дымил трубой. Машинист прогуливался вдоль платформы, и мы спросили его:
- Скажите пожалуйста, сколько лет этому поезду?
- Смотря какой его части...

А правда, что по путям ходить нельзя? Не знаю, мне и тут неплохо...

Когда мы нафотографировались возле паровоза и, наконец, залезли в вагончик в ожидании отправления, Димка обратил наше внимание на весьма оригинальный механизм опускающегося окна: оно опускалось под собственным весом, вытягивалось обратно при помощи специального ремня с дырочками, положение которого можно было фиксировать, надевая дырочки на специальный шпенек. Не знаю, как насчет остальных, но у меня этот механизм вызвал ассоциации со всякого рода средневековыми установками для пыток или казней, вроде гильотины, поэтому я немедленно схватился за ремень, состроил зверскую рожу и потребовал, чтобы меня сфотографировали :-)

К вам можно? Заходи-заходи, гостем будешь!

Оказалось, что эта железка, несмотря на свой возраст, способна разгоняться до скоростей, не уступающих современным поездам. Во всяком случае, попытки сфотографировать проносившийся мимо пейзаж часто заканчивались неудачей - причем часто даже не столько потому, что на скорости изображение получалось смазанным, сколько по той простой причине, что оно (изображение) уносилось прочь к моменту, когда я ловил его в перекрестие прицела объектив фотоаппарата. Вот ты нацелился сфотографировать красивую лошадь, сделал кадр - а там уже одна лошадиная задница...

Так что в Порт Эрин, конечную остановку поезда, мы доехали довольно быстро. Мы даже успели зайти в домик-музей железной дороги, сфотографироваться с братом-близнецом того паровоза, который нас вез, посмотреть на другие экспонаты, а также закупиться сувенирами. Димка, как ребенок, радовался своему новому приобретению: железнодорожному свистку. Очень долго сокрушался, что фуражка железнодорожника рассчитана все-таки на детскую голову и на него никак не налезает.

Когда мы вышли из музея, нас накрыл короткий ливень. Пока мы его пережидали под козырьком магазина, мы увидели табличку, полностью соответствующую столь разрекламированному Димкой мэнскому раздолбайству: "Работаем с понедельника по субботу с 9 до 5:30, иногда закрываемся на обед с часу до двух". Т.е. иногда не закрываемся, по настроению :-)

Когда дождь закончился, мы пошли купаться. Дело в том, что Серега накануне изъявил желание искупаться в Ирландском море: "я даже плавки с собой взял". "Я свои плавки потерял несколько лет назад, но я тебя, пожалуй, поддержу," - ответил я. - "В конце концов, интересно: на этом острове забирают в полицию за аморалку?"

Не забрали :-) Кстати, продолжая тему полиции: Димка рассказывал, что в прошлый свой визит он видел одно очень забавное объявление, запрещающее распивать спиртные напитки. Мы нашли его и в этот раз. В вольном переводе оно звучит так: "Распитие спиртных напитков после того, как офицер полиции потребовал прекратить это делать, является нарушением и карается штрафом в 500 фунтов".

Еще одним образчиком культуры был небольшой отель, сразу на выходе из которого было написано: "Напитки не выносить. Спасибо", а еще через пятьдесят метров располагалась другая надпись: "Напитки, приобретенные в отеле, дальше этого места не выносить!!! Пожалуйста, выбросите пластиковые стаканы в урну. Спасибо".

Следующим пунктом программы был аэропорт в районе города Каслтаун, где мы планировали взять напрокат машину. Опуская подробности, мы ее таки взяли. С механической КПП. И с правым рулем, есессно :-) Я, зная о планах взять машину, сознательно оставил права в Лондоне, чтобы у меня не было соблазна сесть за руль, поэтому практически всю дорогу за рулем был Серега, причем надо сказать, что он с честью выдержал испытание правым рулем (и, соответственно, левосторонней РКПП) в незнакомом городе.

Законы здесь строгие! Надо быть очень внимательным...

А испытание было непростым с учетом того, сколько довелось поездить. Дело в том, что гостиницу мы не бронировали заранее, рассчитывая найти ее на месте. Но, как оказалось, на острове был какой-то съезд мотороллероводов, и все было забито. Мы обошли два-три десятка гостиниц и постоялых дворов в трех различных городах. Дело было уже глубоко за полночь, и мы уже морально готовились ночевать в машине (радуясь, что хотя бы машина у нас есть), когда после очередной-фиг-знает-какой-по-счету вылазки Димка с Серегой вернулись с ключами от номера :-)

Гостеприимный хозяин не только поселил нас, но и налил нам пива. Очень удивился, когда Анька попросила столь полюбившийся ей на пароме эль Boddingtons: "Первый раз вижу, чтобы дама пила Боддингтон, его обычно пьют суровые бородатые мужики" :-) Забрав пиво, мы поднялись в свой номер на пятом этаже, последнем этаже, под самой крышей. Причем забавно было то, что, поскольку крыша была сводчатая, в ванной потолок оказался диагональным, что придавало комнате форму трапеции. Все, что там располагалось, включая перекладину для занавески в ванной, было соответствующим образом адаптировано под эту необычную форму.

Между тем, обретение крыши над головой не избавило нас от необходимости планировать следующий день, тем более, что только что пережитое приключение по поиску этой самой крыши явилось очень наглядным примером того, что планировать следует не только суть путешествия, но и "мелкие" детали, кажущиеся несущественными с высоты птичьего полета :-)

В общем, Диме было вынесено легкое порицание, хотя, с другой стороны, мы все признавали, что а) он являлся основным двигателем этого путешествия, и без него оно вообще бы не состоялось, и б) мы сами в планировании не участвовали, свалив все заботы на него. Я тогда "проехался" по поводу того, что Дима планирует путешествие так же, как и пишет код: как только принципиальный подход становится понятен, он теряет интерес к разработке и дальше ему нужен кто-то вроде меня, чтобы дело было успешно доведено до конца.

Однако в данном случае я предложил вместо себя Аньку - у нее есть опыт путешествий, в которых все было досконально распланировано, и она вполне в состоянии дополнить Димкин "креатив" взвешенной и конструктивной критикой. В итоге был сформирован "совет в Филях", который заседал допоздна, но в итоге родил очень удачный и взвешенный план по дальшейшим перемещениям по Острову Мэн. Он включал в себя следующее:
- с раннего утра выписываемся из гостиницы и едем в Лакси, где горный трамвайчик поднимает на самую высокую точку острова;
- после трамвайчика разделяемся: Димка с Анькой едут в Дуглас рассматривать основные достопримечательности, а мы с Серегой едем сдавать машину;
- встречаемся в Дугласе в порту и возвращаемся в Ливерпуль.

Поездка на горном трамвайчике представляла собой, фактически, путешествие в облако и обратно :-) По дороге в мокрые окна наблюдался беспрерывный моросящий дождь, бесконечный туман, проглядывающий сквозь него очень красивый и необъятный горный пейзаж, а также неизменные атрибуты горного пейзажа - горные бараны. Мы погуляли по самой высокой точке Острова Мэн и затем отправились в обратный путь.

На полпути к вершине Остров Мэн с самой высокой точки
Царь горы "Мы на облаках... под нами земля..."

Внизу мы разделились. Мы с Серегой направились к машине, и последнее, что мы услышали - то, как Анька, покупая билеты в Дуглас, замечательно оговорилась:
- Two tickets to Dublin, please...

Доехали до аэропорта и сдали машину мы без проблем, а вот на обратном пути всплыл-таки небольшой косяк. Дело в том, что когда мы изучали расписание автобусов до Дугласа, никто из нас не обратил внимания на то, что расписание на понедельник-субботу, а не на воскресенье. В итоге автобус ушел у нас с Серегой из-под носа, а следующий был уже слишком поздно - был риск опоздать на паром.

В итоге мы взяли такси, где водитель, узнав, откуда мы, с интересом расспрашивал нас про Россию. В какой-то момент то ли мне, то ли Сереге пришло в голову спросить: "А вы что знаете о России?"

Всю оставшуюся дорогу мы слушали монолог о том, что происходит у нас в стране, причем таксист продемонстрировал на удивление хорошую осведомленность. Никакой фантастики, никаких "водки и медведей на улицах" - исключительно про экономику страны и связанные с ней политические процессы. Собственно, получилось, что не мы ему рассказывали про Россию, а он нам :-)

В процессе мы немножко поспорили по мелким вопросам, но в целом мне даже возразить было нечего. Правда, впоследствии таксист признался, что у него докторская степень по политологии (!), но Россия не входит в его специализацию. Интересно, что бы он нам рассказал, если бы она входила...

После этого у меня остался только один вопрос:
- Чувак, а что ты со своей ученой степенью делаешь за рулем такси?
- А здесь это не очень востребовано. И потом, я стараюсь быть как можно более разносторонним человеком...

В общем, из такси мы вышли в легком шоке :-)

Возвращение на пароме в Ливерпуль прошло примерно так же, как и путь "туда" - мы взяли много пива и всю дорогу пили и болтали. Аньку "пробило" на психологию, в итоге они с Димкой долго спорили на тему самооценки и разочарований. Я слушал вполуха, поэтому Анькина фраза: "у меня вот этого, того, о чем ты говоришь и что у тебя падает - вот этого у меня нет..." весьма меня повеселила :-)

Паром опоздал, в итоге мы опоздали на поезд до Лондона, на который планировали попасть. В принципе, ничего страшного в этом не было: по расписанию этот поезд был предпоследним, а билеты у нас на руках были действительны весь день - но неожиданно выяснилось, что последний рейс отменен. В кассе нам ничего внятного сказать не смогли, и мы уже начали морально готовиться к ночевке в Ливерпуле, но внезапно поезд вдруг нашелся. О том, как это произошло, мне рассказали уже в поезде. Это был великолепный пример синергетического эффекта, возникающего при сотрудничестве двух совершенно разных людей - совсем как тогда, когда мы с Димкой писали "Прометея". Дело было так.

Анька, впав в отчаяние, начала отрешенно и методично сканировать расписание в поисках альтернативных вариантов. Димка же, хорошо знающий географию Англии, стал размышлять, какими путями можно добраться до Лондона. И, размышляя вслух, произнес фразу: "Эх, если бы мы могли доехать до Манчестера..."

"Поезд на Манчестер отходит через три минуты с такой-то платформы," - мгновенно отозвалась изучающая расписание Аня. Переглянувшись, мы схватили вещи и побежали...

Поразительно, но именно участие двух людей с разными складами ума привело к тому, что было найдено решение. Ни Анька, ни Димка по отдельности его бы не нашли. Анька закопалась бы в расписание, но не смогла бы из него извлечь нужный маршрут. Димка придумал бы с десяток маршрутов, но не сумел бы найти подходящий поезд под этот маршрут - по крайней мере, не за три минуты. А вместе они практически мгновенно сгенерировали единственно верный вариант, который, к тому же, оказался для нас еще и бесплатным: в Англии ведь билеты даются не на поезд, а на маршрут, и мы имели право ехать любыми доступными поездами.

А когда мы вскочили на поезд до Манчестера, в надежде, что оттуда нам удастся доехать до Лондона, контролер сказал нам, чтобы мы не волновались: мы не единственные, кто не попал на последний рейс, про эту проблему в Манчестере знают, и поезд в Лондон нас всех обязательно дождется.

Так что даже тщательное планирование не гарантирует незапланированных трудностей в путешествии - но все хорошо, что хорошо кончается :-)